fbpx

DreamPortМеждународный институт антиквариата был приглашен в Центр «Эрмитаж-Казань» на семинар-презентацию «Музей будущего». Основным содержанием его стало представление инновационных музейных технологий. Главный хранитель МИА Елена Власова обсудила с организатором мероприятия Максимом Махмутовым (г.Екатеринбург, [компания DreamPort]) проблемы и перспективы сосуществования традиционных и инновационных технологий в музейном пространстве. Как показывает практика, виртуальные модули наиболее востребованы в мемориальных, технических, краеведческих и т.п. музеях. Максим Махмутов объясняет это относительно небольшим
объемом музейных экспонатов и редкой сменяемостью экспозиций.

– Максим Валерьевич, как Вы считаете, на кого ориентированы виртуальные музеи: на удаленных посетителей или в том числе реальных экскурсантов, желающих более глубоко познакомиться с экспонатами музея, заглянуть в запасники?

– Я думаю, что виртуальные модули, во-первых, ориентированы на всех, кого Вы перечислили, а во-вторых, они объединят эти категории, то есть те, кто приходит, откроют для себя новые грани музея, познакомятся с ними с новой стороны, что увеличит приток молодежи в музеи. Для людей более старшего поколения – это абсолютно что-то новое и непонятное, что тоже здорово, поскольку музей может дать возможность знакомства с инновационными технологиями посредством своих коллекций. И, если говорить о делении людей на тех, кто пришел, и не пришел, так сказать дистанционных посетителей, то с помощью новых инструментов музей сможет превратить удаленных пользователей в реальных, показать, что он достоин того, чтобы в него придти, и там есть, что посмотреть. Также и те, у кого есть объективные препятствия для посещения, например, они проживают на другом материке, смогут все равно ознакомиться с коллекцией, прикоснуться к чему-то стоящему, прекрасному. Поэтому, я думаю, эти технологии для всех, и это очень универсальная вещь.

– Возможно ли будет с помощью инновационных музейных технологий создание виртуальной реальности не столько самой выставочной экспозиции, сколько предметов из фондохранилищ? Ведь как показывает практика, большинство предметов искусства так и не находят своего места на выставочных площадях в силу своего, например, плачевного экспозиционного состояния, требующего реставрационного вмешательства.

– Ну, во-первых, я думаю, что да, это возможно, во-вторых, это как раз большая польза этих технологий, потому что, экспонаты, которые где-то лежат в запасниках, и которые пока невозможно реставрировать в силу финансовых или иных причин, можно разместить либо в виртуальной реальности, либо применить к ним технологию дополненной реальности, подретушировав их внешний вид. Также многие музеи страдают от недостатка экспозиционных площадей, выставляя для обзора не более 10-15% собрания. Виртуальный модуль может показать все коллекции, при этом не занимая физического места в музее, не нагружая его работников. Плюсом является то, что экспозиции получатся абсолютно гибкие и универсальные по наполнению. К тому же каждый музей сталкивается с проблемой подготовки временной экспозиции к какой-то дате, срок их недолог, а сил на них уходит много, и здесь опять виртуальный модуль наиболее оптимален. Кроме того, с помощью гаджетов посетитель виртуального музея может брать музейные предметы в руки, перемещать их в пространстве, что, по мысли авторов технологий,  способствует более глубокому восприятию информации.

– Этой работе должна предшествовать подробная съемка каждого предмета со всех ракурсов, чтобы мы могли их переставлять, подобно фигурам на шахматной доске?

– Особых специальных действий с ними не нужно, просто специалист фотографирует предмет, снимает панорамное видео со всех сторон, чтобы получить трехмерное изображение, а дальше в процессе моделирования создается его аналог, и с ним можно работать.

– Но на это все равно потребуется большое время?

– Да, само собой, но это гораздо, во-первых, быстрей, нежели экспонат передавать в реставрацию, искать под него место, включать его в какую-то экспозицию. К тому же это забота не работников музея, а технических специалистов, которые реализуют идеи искусствоведов и создают для них цифровой «продукт».

– Как будут сосуществовать музеи традиционные с музеями инновационными?

– Я думаю, что очень хорошо, потому что, во-первых, это огромное поле для взаимодействия, сотрудничества, нового какого-то спонсорства, тут я говорю об этом как о некоем коммерческом инструменте, во-вторых, они смогут обмениваться категориями посетителей, то есть, те, кто предпочитает виртуальные выставки, могут быть отправлены из виртуальных модулей в какие-то реальные музеи, и наоборот. Нужно понимать, что виртуальное посещение музея не отменяет посещение музея физического, оно просто дает новые грани для «проживания» этого посещения. Наконец, для тех людей, которые не готовы взять и пойти в музей в силу физических или экономических причин, виртуальный модуль может стать «окном» в мир искусства.

DreamPortКак Вы отметили во время презентации, посмотришь трейлер о музее, увидишь, что там самое интересное, и действительно возникнет желание посетить этот музей, чтобы все увидеть воочию…

– Да, это относится к тем людям, которые, грубо говоря, «не попадают». Сейчас музей – это очень современный, самый интересный «коммуникационный узел», где происходит много всего интересного, но проблема музеев, как мне кажется, в том, что молодежная аудитория сегодня получает информацию посредством цифровых средств. Освоение нового средства коммуникации – виртуальной реальности – позволит музею разговаривать с молодежной аудиторией на одном языке, доказывая, что «у нас интересно, у нас круто, у нас нужно и важно». Поколению более старшему это и так понятно, но оно увидит для себя возможность перейти в виртуальную реальность, понять, что музей не стоит на месте, предлагает более интересные вещи.

– Каким Вы видите внедрение технологий в музеи изящных искусств, ведь компьютерная графика не способна передать мастерство художника, фактуру живописного произведения и каждого мазка в частности?

– Да, это виртуально, но благодаря виртуальной реальности, мы можем в своем музее создать «коллекции» шедевров великих художников, осваивать глубины их творчества. Это не будет плагиатом, поскольку цифровые копии аналогичного формата с сохранением манеры письма, максимально приближены к оригиналу и в то же время не вводят посетителей в заблуждение относительно их подлинности. При этом они могут оттенить какие-то картины из музейной экспозиции, принадлежащие тому же автору, или написанные на аналогичный сюжет и т.п. К тому же музеи могут создавать экспозиции, объединяющие предметы, находящиеся в разных местах, что позволит посетителю получить более полную информацию, а музеям вызвать интерес к себе тем, что в их пространстве находятся произведения тех художников, что украшают Прадо, Лувр, Эрмитаж, Третьяковку и т.п.

Елена Власова

Источник публикации: информационный портал «Мир искусств» (г. Казань)